Тест с ответами: «Логопедия»
1. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется в следующем:
а) пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки и добавления букв; пропуски, перестановки и добавления слогов; слитное написание слов и их разрывы +
б) замены букв, соответствующих фонетически близким звукам, заменам гласных звуков, ошибки обозначения на письме мягкости согласных
в) искажение морфологической структуры слов (неправильное написание приставок, суффиксов, окончаний).
г) замены графически сходных букв, зеркальное написание букв, пропуски элементов букв и их неправильное расположение
2. Тип ошибки письма — зеркальное написание букв:
а) артикуляционно-акустические ошибки
б) оптические ошибки +
в) ошибки кинетического запуска
г) акустические
3. Отметьте принцип, который лежит в основе классификации дисграфий по О.Б. Иншаковой:
а) фонетический +
б) синтаксический
в) морфологический
г) традиционный
4. Содержание начальных этапов коррекционной работы по преодолению нарушений аналитико-синтетической деятельности:
а) совершенствование речевых навыков
б) формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа+
в) коррекция зрительного гнозиса
г) развитие и совершенствование сукцессивных (последовательных) функций: рядообразования, слухоречевой памяти, воспроизведения ритма
5. Что такое патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова?
а) контаминация
б) персеверация+
в) антиципации
г) аккомодация
6. Выберите, что является основным симптомом сенсорной алалии:
а) эхолалии
б) фонетическая недостаточность
в) нарушение понимания речи+
г) фонетико-фонематическая недостаточность
7. Что такое афазия?
а) отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития
б) нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем
в) полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга+
г) различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к слуховой и смысловой стороне
8. Ринолалия – это расстройства артикуляции и голосообразования, которые обусловлены:
а) дефектами строения и функционирования речевого аппарата+
б) специфическими нарушениями письма и чтения
в) несформированностью высших психических функций
г) неспособностью к пониманию обращенной речи
9. Ринофония – это изменение оттенка тембра голоса, которое обусловлено:
а) нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором при фонации+
б) нарушением иннервации органов артикуляции
в) нарушением внутренней программы высказывания
г) дефектами строения и функционирования речевого аппарата
10. Выберите, что является причинами общего недоразвития речи:
а) наследственная отягощенность
б) различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде, так и во время родов+
в) билингвизм
г) психогенные факторы
11. Что такое структура речевого дефекта?
а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности
б) характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
в) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей+
12. Что такое качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом?
а) недоразвитие речи+
б) нарушение речевого развития
в) нарушение речи
г) задержка речевого развития
13. Что такое тонкий систематизированный слух, обладающий способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова?
а) музыкальный слух
б) физический слух
в) фонематическое восприятие
г) фонематический слух+
14. Название чрезмерных непроизвольных движений, которые возникают при нарушениях нервной системы:
а) атаксия
б) гиперкинез+
в) парез
г) синкенезия
15. Фамилия автора, который определил 3 уровня ОНР:
а) Л.Г. Парамонова
б) М.Е. Хватцев
в) Р.Е. Левина+
г) О.В. Правдина
16. Что такое различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне у детей со стойким нарушением познавательной деятельности?
а) общее недоразвитие речи
б) задержка речевого развития
в) фонетико-фонематическое недоразвитие речи
г) системное недоразвитие речи+
17 Этот нерв обеспечивает иннервацию мышц кончика и спинки языка, нижней челюсти; тонкие дифференцированные движения языка:
а) блуждающий нерв
б) лицевой нерв
в) подъязычный нерв +
г) языкоглоточный нерв
18. Нерв, который обеспечивает иннервацию дыхательного отдела периферического речевого аппарата:
а) подъязычный нерв
б) блуждающий нерв +
в) лицевой нерв
г) языкоглоточный нерв
19. Рассматривал механизмы нарушений письма как расстройство операций порождения письменного речевого высказывания:
а) Е.Ф. Соботович
б) О.А. Токарева
в) А.А. Леонтьев+
г) Л.К. Назарова
20. Определите, кто выделил нарушения письма в самостоятельную речевую патологию:
а) А.Р. Лурия
б) А. Куссмауль+
в) И. Франк
г) Р.И. Лалаева
21. Выберите основные симптомы дисграфии:
а) ошибки вариативного характера, обусловленные педагогической запущенностью
б) стойкие орфографические ошибки в работах детей школьного возраста, связанные с трудностями в овладении морфологического принципа письма
в) стойкие ошибки в работах детей школьного возраста, связанные, преимущественно, с несоблюдением фонетического принципа письма+
г) нарушения зрительного и слухового гнозиса
22. Отметьте, в чем проявляется артикуляторно-акустическая дисграфия:
а) замены, пропуски, смешение букв, которые соответствуют заменам, пропускам, смешениям звуков в устной речи+
б) пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки и добавления букв
в) замены графически сходных букв, зеркальное написание букв, пропуски элементов букв
г) искажение морфологической структуры слов (неправильное написание приставок, суффиксов, окончаний).
23. Для легкой степени системного недоразвития речи характерно следующее:
а) полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, отсутствие связной речи и ее грубое надоразвитие, грубое нарушение понимания речи
б) нарушения звукопроизношения носят мономорфный характер, словарный запас ограничен, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы, имеется нерезко выраженная дисграфия+
в) полиморфное или мономорфное нарушение звукопроизношения, имеются простые формы фонематического анализа и синтеза, недостаточная сформированность связной речи, выраженная дислексия и дисграфия
г) развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития
24. Отметьте, какое логопедическое заключение ставится обучающимся при стойком нарушении познавательной деятельности:
а) общее недоразвитие речи
б) несформированность языковых средств
в) системное недоразвитие речи+
г) фонетико-фонематическое нарушение речи
25. Наличие __________ является характерной особенностью речевых нарушений для детей с расстройством аутистического спектра.
а) заикания
б) эхолалии+
в) дизартрии
26. Определите, кто одним из первых в Европе ввел в научное обращение термин «дислалия»:
а) В.Олтушевский
б) Р. Шультес
в) И. Франк+
27. Выберите, в чем проявляется акустическая дисграфия:
а) смешения падежных окончаний
б) искажение морфологической структуры слов (неправильное написание приставок, суффиксов, окончаний).
в) пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки и добавления букв.
г) замены букв, соответствующих фонетически близким звукам+
28. Определите приемы, которые используют при коррекции диспраксической дисграфии:
а) списывание текста
б) письмо букв, слов, фраз по трафарету +
в) письмо деформированного текста
г) письмо под диктовку
29. Выделил 4 ступени формирования навыка чтения:
а) Т.Г. Егоров+
б) М.Е. Хватцев
в) С.С. Мнухина
г) Р.Е. Левина
30. Консонантное письмо это:
а) дифференциальное письмо
б) картинно-синтетическое письмо
в) буквенно-звуковое письмо +
г) смешанное письмо