Тест по русскому базовые вопросы с ответами

1. Выберите сложносочиненное предложение:
а) Октябрь может подарить несколько тёплых дней, или сразу погода испортится. +
б) Всякий вечно забывал в кухне или шапку, или кнут для чужих собак, или что-нибудь подобное.
в) Дядя Брошка и в горы ходил, и у русских воровал, и в остроге два раза сидел.

2. К разговорной разновидности русского языка относятся:
а) художественная литература
б) монологическая речь +
в) научно-технический стиль

3. Какое придаточное относится не к одному слову в главной части, а ко всей главной части:
а) определительные
б) обстоятельственные
в) присоединительные +

4. Если первое придаточное подчиняется главному, а остальные — последовательно друг другу, то это:
а) последовательное подчинение придаточных +
б) параллельное подчинение придаточных
в) комбинированное подчинение придаточных

5. Укажите количество грамматических основ в предложении: «Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант.»
а) 3
б) 4 +
в) 2

6. Укажи слово, которое является проверочным для парного по глухости — звонкости согласного звука в слове «рассказ»:
а) присказка
б) рассказывать +
в) рассказчик

7. При помощи какого способа словообразования появилось слово «переход»:
а) Приставочным
б) Бессуфиксный +
в) Суффиксальным

8. Укажите ряд, где все слова начинаются с приставки -ПРЕ:
а) Пр_вращать, пр_возносить, пр_тензия +
б) Пр_интересный, пр_мыкать, пр_рвать
в) Пр_делать, пр_пинание, пр_парат

9. Коммуникативное качество речи, которое предполагает соответствие ее смысловой стороны способам ее выражения и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятиям:
а) уместность
б) выразительность
в) точность +

10. В какой строчке во всех словах пропущены в корне только безударные гласные:
а) м..лина, л..пата, уч..ник, д..журный
б) в..доём, в…череет, н…члег, насл…дил +
в) сторо…ка, похо..ка, погру…ка, ре…кий, мя…кий

11. Укажите ряд слов, у которых пропущен звонкий согласный:
а) Ре_ьба, рука_чик, хо_ьба +
б) Вспа_ка, вра_да, по_кинуть
в) Сва_ьба, тря_ка, на_колоть

12. К разговорной разновидности русского языка относятся:
а) научно-технический стиль
б) диалогическая речь +
в) художественная литература

13. В каком случае после шипящих под ударением пишется буква Ё:
а) Если можно заменить слово синонимом
б) Если можно подобрать родственное слово, где пишется буква Е +
в) Если ударение падает на первый слог

14. Укажи вариант, где записано повествовательное предложение:
а) Ты когда – нибудь слушал говорливые весенние ручейки?
б) Давайте будем пускать бумажные кораблики!
в) Звонкие ручьи побежали по склонам холмов и овражков. +

15. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Усевшись, наклоняемся друг к другу головами ( ) И начинаем говорить вполголоса.
а) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. +
в) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

16. Найдите предложение, в котором допущены речевые ошибки:
а) Его талант исполнителя был высоко оценен критикой.
б) Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него. +
в) Он привык работать методично, четко исполняя все рекомендации.

17. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Фельдшер поглядел исподлобья на доктора ( ) И в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.
а) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая. +
б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

18. Среди предложений, приведённых ниже, найдите предложение с обособленным обстоятельством:
а) Семён Петрович поднял меня с места и представился гостям.
б) Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. +
в) Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.

19. Укажи текст – описание:
а) Вчера я был в цирке и видел там тигров. Звери прыгали с тумбы на тумбу, переходили по тонкой жерди. А больше всего меня поразили прыжки тигров
через горящее кольцо.
б) Вчера я был в цирке и видел там тигров. Почему эти сильные звери слушают дрессировщика? Человек с детства заботится о них и приручает. А в клетке
дрессировщик показывает, что он здесь главный.
в) Вчера я был в цирке и видел там тигров. Какие это грациозные и красивые звери! Шкура у них яркая, полосатая. Поступь сильная, гордая. Лапы мощные, упругие. Глаза горят ярко-зеленым огнем. +

20. Найдите сложное бессоюзное предложение:
а) В Ленинграде лётчик отнёс скрипку известному дирижёру.
б) Тот взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения. +
в) Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, – сказал лётчику дирижёр.

21. Укажите сложносочинённое предложение:
а) Мы отдали несколько мелких монет, и нас впустили в восьмигранный высокий зал, обведённый с трех сторон хорами и украшенный только сурами Корана. +
б) Наступал рассвет, небо над головой серело, и в серый сумрак уползала куда-то дорога.
в) В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть.

22. В каком ряду в слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:
а) свисток
б) волна +
в) шалун

23. Какое предложение не является сложносочинённым:
а) Учителя, кивая и улыбаясь Наде, ушли, и Надя, подождав ещё несколько минут, развернула письмо.
б) Морозило, и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
в) Из стеклянного кафе вышел молодой человек и, распугивая с асфальта сизарей, направился прямо к моей скамейке. +

24. Выберите словосочетание с синтаксической связью «примыкание»:
а) закончил работу
б) закончил работать +
в) исполнить к сроку

25. Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных:
а) Он был рад, что мать не видит его слёз.
б) Только сейчас он понял, что значит – потерять отца.
в) Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне. +

26. Укажи неодушевлённое имя существительное в форме множественного числа:
а) сахар
б) ножницы +
в) студенты

27. Словарный состав языка:
а) лексика +
б) лексография
в) лексология

28. Отличие бессоюзное предложение от простого:
а) в простом предложении есть союзы
б) простое предложение короче по объёму
в) в бессоюзном есть две грамматические основы +

29. Слова, вошедшие в язык из определённого литературного или исторического источника:
а) союзы
б) цитата +
в) неологизмы

30. В каком предложении существительное ж.р стоит в именительном падеже:
а) Весной в саду много работы. +
б) Девочка рисует кистью.
в) В густой траве Петя нашёл гриб.