Тест по русскому для подготовки к ОГЭ 2 вариант с ответами
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет:
а) Витька задумчиво слушает задиристое его бормотание. +
б) Тогда он отыскал под верандой старую ржавую лопату, выкопал тополёк и перенёс его в соседний огород.
в) Это глубокий овраг с крутыми глинистыми боками.
2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора:
а) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял — топнуть.
б) Сердце мальчика облилось жалостью и болью. +
в) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.
3. Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных:
а) Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство.
б) Театр – для взрослых, кино – для детей.
в) Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. +
4. Укажите, какое средство выразительности использовано в предложении: Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз:
а) фразеологизм +
б) метафора
в) олицетворение
5. Прочитайте текст. (1)В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. (2)Солнечный закат в горах удивительно хорош. (3)Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. (4)Затихший воздух чутко держит каждый шорох. (5)Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение. Укажите вариант ответа, в котором верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста:
а) Держит шорох (предложение 4)
б) Будит воображение (предложение 5)
в) Закат хорош (предложение 2) +
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет:
а) Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался…
б) Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. +
в) Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора.
7. Прочитайте текст. (1) Летнее, июльское утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце. Укажите вариант ответа, в котором, в котором верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста:
а) Небо пышет (предложение 4)
б) Вас обдаёт (предложение 3)
в) Утро (предложение 1) +
8. Найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных:
а) Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги. +
б) Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей…
в) Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
9. Прочитайте текст. (1) Летнее, июльское утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце. Укажите вариант ответа, в котором верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста:
а) Лес стоит (предложение 5)
б) Небо пышет (предложение 4)
в) Свежо (предложение 2) +
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот:
а) В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.
б) Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им. +
в) Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что.
11. Прочитайте текст. (1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни. (5)Ландыш представляется мне символом леса. Укажите вариант ответа, в котором верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста:
а) Ландыш представляется символом (предложение 5) +
б) Превратятся в бусинки (предложение 3)
в) Мастер придал (предложение 2)
12. Среди предложений, приведённых ниже, найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом:
а) Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла.
б) Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом», затем – тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. +
в) Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.
13. Прочитайте текст. (1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни. (5)Ландыш представляется мне символом леса. Укажите вариант ответа, в котором верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста:
а) Камни попали (предложение 4) +
б) Мастер придал (предложение 2)
в) Кольца наклонились вниз (предложение 1)
14. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм:
а) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.
б) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.
в) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался — не заплакал. +
15. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения: «В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. Краб был страшно большой и плоский,(1) и,(2) присмотревшись,(3) на нём можно было разглядеть бугры и колючки,(4) какие-то швы,(5) зубчатые гребешки.»
а) 1 +
б) 2
в) 3
16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора:
а) Всюду, куда ни приди, слышалось: — Ну как там наша Нина? Спасут ли… вот горе!
б) Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души… +
в) Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему: — Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет…
17. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»:
а) провести
б) преображение
в) принаряженных +
18. Укажите, как называется выделенное средство выразительности, использованное в предложении: Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, КАК МУХИ НА СЛАДКОЕ:
а) олицетворение
б) сравнение +
в) метафора
19. Укажите количество грамматических основ в предложении: «Он словно и не считал Пушкина мёртвым, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал не известные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.»
а) 3
б) 2
в) 1 +
20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм:
а) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
б) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. +
в) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.
21. В каком слове правописание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-:
а) предать +
б) прибежище
в) непримиримый
22. Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения:
Среди жильцов нашего старого деревенского дома, кроме кривоногой таксы Фунтика, кота Степана, петуха, ходиков, музыкального ящика и скворца, были ещё приручённая дикая утка, ёж, страдавший бессонницей, и барометр, всегда показывавший «великую сушь».
а) среди
б) приручённая +
в) страдавший
23. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»:
а) придумал
б) привела
в) приподнимал +
24. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора:
а) Всюду, куда ни приди, слышалось: — Ну как там наша Нина? Спасут ли… вот горе!
б) Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души… +
в) Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему: — Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет…
25. Среди предложений, приведённых ниже, найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью:
а) Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.
б) Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко.
в) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя. +
26. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм:
а) Мама сказала: «От собаки одна только грязь!»
б) Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу. +
в) — Подойди сюда и сядь. Что у тебя за история? — устало произнёс он.
27. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения:
а) вступление +
б) изжарила
в) избалованность
28. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»:
а) пожелтевшие
б) пригодятся
в) приходят +
29. Выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»:
В этот странный час светлой и туманной осенней ночи запущенный парк казался печальным и таинственным, как заброшенное кладбище.
а) таинственным +
б) туманной
в) заброшенное
30. Прочитайте текст. (1)В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. (2)Солнечный закат в горах удивительно хорош. (3)Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. (4)Затихший воздух чутко держит каждый шорох. (5)Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение. Укажите вариант ответа, в котором верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста:
а) Мы бродили (предложение 1)
б) Мгла начинает надвигаться (предложение 3) +
в) Будит воображение (предложение 5)