Тест с ответами: ОГЭ по русскому языку. 1 вариант (2018)

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора:
а) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… +
б) Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
в) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

2. – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – “приближение”.
а) на пороге
б) пришли +
в) выпалил

3. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила:
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
а) откройте
б) правильно
в) деревянная<или>деревянную +

4. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее!
Замените разговорное слово “пошушукались” в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним:
а) пошептались +
б) поговорили
в) обсудили

5. Замените словосочетание “деревянная шкатулка”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
а) деревянный сундук
б) деревянная коробка
в) шкатулка из дерева +

6. (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
а) музей
б) создают +
в) в школе

7. – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения:
а) 24
б) 25
в) 27 +

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:
– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.
а) 1, 2 +
б) 4, 5
в) 6, 3

9. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.
Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:
а) 2
б) 1
в) 3 +

10. Замените словосочетание “парижских сражений”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание:
а) парижских боёв
б) сражений в париже +
в) боёв в Париже

11. Замените словосочетание “диванная подушка”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание:
а) подушка от дивана +
б) подушка дивана
в) оба варианта верны

12. Замените словосочетание “принялся за чтение”, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание:
а) начал читать
б) принялся читать +
в) оба варианта не верны

13. Замените словосочетание “железная печка”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание:
а) печка из железа +
б) сделана из железа печь
в) оба варианта верны

14. Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и замечательного:
а) перифраз
б) сравнение
в) каламбур +

15. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой:
а) фразеологизм, каламбур +
б) сравнение, метафора
в) диалектизм, многосоюзие

16. Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь:
а) антитеза
б) метафора +
в) градация

17. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну:
а) гипербола
б) каламбур
в) градация +

18. Мы уже привыкаем к парадоксам, каждый из которых должен бы ужасать: чтобы сохранить мир – накапливать оружие, способное десятки раз уничтожить планету; чтобы казаться сильным – отнимать действительную силу, заражая воздух, воду и землю и получая продукты питания, напичканные ядом; чтобы стать богатым – продавать богатства; чтобы очиститься от скверны – плевать в прошлое:
а) однородные члены предложения, эпитеты
б) контекстные антонимы, синтаксический параллелизм +
в) фразеологизм, сравнительный оборот

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Записывайте цифры в порядке возрастания, не отделяя их друг от друга запятыми:
Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив на расстояние двадцать вёрст (3) и важная должна быть причина (4) побудившая его к этому.
а) 3, 2, 1
б) 1, 2, 3
в) 1,3, 4 +

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Цифры записывайте без запятых в порядке возрастания:
Отчего часы (1) к звуку (2) которых (3) давно бы пора было привыкнуть (4) напоминают мне так много?
а) 2, 3
б) 1, 4 +
в) 3

21. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) пр_увеличенное мнение, пр_одолеть преграды, пр_бывать в неволе +
б) небез_звестный певец, новый спорт_нвентарь, долгая пред_стория
в) и_портить праздник, бе_результатная поездка, хорошо _делать

22. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня:
а) загрязнённая атм_сфера, дер_венский житель
б) позв_ляли смеяться, б_льшая коробка +
в) лак_миться клубникой, уд_вольствие от фильма

23. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Цифры записывайте без запятых в порядке возрастания:
Мелкие насекомые (1) расход кислорода у которых (2) невелик (3) могут очень долго не пополнять запас воздуха.
а) 1, 2
б) 3
в) 1, 3 +

24. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
а) Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски и он остаётся один со своим благополучием +
б) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно +
в) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах

25. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня:
а) др_жать, мат_риальный, многот_рпеливый
б) ст_хия, соб_рать, (мутные) в_лы
в) разб_рая, подн_мает, ср_внять +

26. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений:
а) Луна спряталась за тучами и над морем поднялся туман +
б) Туман постепенно окутал не только старый причал но и весь город +
в) Лес пахнет хвоей и прелой листвой и убаюкивает нас шумом ветра в кронах

27. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Записывайте цифры в порядке возрастания, не отделяя их друг от друга запятыми:
Арагва (1) обнявшись с (2) шумно вырывающейся из полного мглою ущелья (3) речкой (4) тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуёй.
а) 1, 4 +
б) 2, 3
в) 3

28. Выпишите грамматическую основу предложения:
Свет, покачиваясь, ощупал потолок, спустился по стене вниз, свернул вправо и исчез.
а) ощупал спустился
б) свет ощупал спустился свернул исчез +
в) стене вниз

29. Выпишите грамматическую основу предложения:
Что вам надо?
а) что надо +
б) вам
в) надо

30. Выпишите грамматическую основу предложения:
Откуда – то сверху, как неожиданный дождь, падают свистящие звуки реактивного самолета и сразу же стихают, удаляясь вслед за самолетом.
а) откуда – то сверху
б) звуки падают стихают +
в) свистящие самолёта