Тест с ответами: “Сложноподчиненное предложение”

1. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
а) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
б) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.+
в) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.
г) Что он не придет, мне было ясно сразу.

2. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
а) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.
б) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.
в) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.
г) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.+

3. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
а) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.+
б) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!
в) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.
г) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.

4. Отметьте сложноподчинённое предложение, в котором придаточное присоединяется союзным словом:
а) Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.
б) Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота стали замерзать.
в) Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.+
г) Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.
д) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

5. Отметьте предложение с последовательным подчинением.
а) Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
б) Не думай, что все пропели, что все бури отгремели.
в) Дети рассказывали, что нарвали тех цветов, которые любила мать.+
г) Коль жить да любить, все печали растают, как тают весенние снега.
д) Солнце уже садилось, когда над рекой поднимался туман и мы возвращались домой.

6. Отметьте предложение с последовательным подчинением.
а) Ему показалось, что никогда он ещё не слышал, чтобы ветер свистел и выл так злобно.+
б) Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
в) Солнце уже садилось, когда над рекой поднимался туман и мы возвращались домой.
г) Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
д) Не думай, что все пропели, что все бури отгремели.

7. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
а) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.
б) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.+
в) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.
г) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.

8. Определите количество простых предложений в составе сложного:
Хорошее воспитание не в том, что ты прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
а) 5
б) 1
в) 3
г) 2
д) 4+

9. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельством образа действия:
а) Ему и в голову не приходило прежде, как умеют ценить красноречие в родной степи.
б) Многие бии имеют значительный авторитет, приобретённый так же, как в Европе его приобретают поэты, учёные и адвокаты.+
в) На ярмарке он услышал спор Асаубая и Канжигалы, которые схватывались, словно гончая с волком, а потом мирно расходились.
г) В корпусе он увлёкся древней культурой Греции и Рима, преклоняясь перед речами знаменитого консула Цицерона, который жил почти две тысячи лет назад.
д) Чокан почувствовал, что народ продолжает создавать своё духовное богатство.

10. Отметьте сложноподчинённое предложение с обстоятельством уступки.
а) Поверхность кобыза, сделанного из корня дуба, затвердела от времени, стала маслянистой какой становится вода в тёмную ночь.
б) Кюи Дайрбая были живой историей казахского народа, которые рассказывали о плаче Коркыта, Аксак-кулане и хане Джучи, о прадеде Чокана Аблае.
в) В бороде и усах Дайрбая ещё не проступала седина, хотя ему было уже за семьдесят.+
г) Когда он начинал водить смычком по струнам кобыза, его, казалось, неуклюжие пальцы пробретали удивительную лёгкость.
д) Дайрбай из рода цак имел кобыз, который достался ему от отца.

11. Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
Это сложноподчинённое предложение с придаточным:
а) определительным+.
б) местоимённо-определительным.
в) сравнительным.
г) обстоятельственным места.
д) изъяснительным.

12. Выберите место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.
а) (…),[…].
б) […], (…).+
С)(…), […], (…).
г) […, (…), …]
д) […], (…), (…).

13. Выберите сложноподчиненное предложение, в котором с помощью подчинительного союза придаточное предложение присоединяется к главному:
а) Мы спугнули журавлей, которые с криком полетели дальше.
б) Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется.
в) Не шути над тем, что дорого другому.
г) Недаром говорится, что каждый человек – загадка.+
д) Люди, которые отрекаются от Родины, отрекаются тем самым от самих себя.

14. Указательное слово имеется в сложноподчинённом предложении:
а) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
б) О, если б знали молодые, как жизнь бесценно дорога!
в) Вдохновение – это состояние, когда человек работает в полную силу.
г) Далеко не все понимают, что личный эгоизм – родной отец подлости.
д) Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.+

15. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.
а) И хот бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.
б) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.
в) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.+
г) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

16. Отметьте предложение с однородным подчинением.
а) Ему показалось, что никогда он не слышал, чтобы ветер свистел и выл так злобно.
б) Дети рассказывали, что нарвали тех цветов, которые любила мать.
в) Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
г) Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
д) Солнце уже садилось, когда над рекой поднимался туман и мы возвращались домой.+

17. Составной союз использован в этом предложении:
а) Заводские трубы делают высокими, потому что для заводских топок нужен особенно сильный приток воздуха.+
б) Кто ищет, тот всегда найдёт.
в) Если нагревать железо, то оно сначала расплавится, а затем испарится.
г) Нужно любить то, что делаешь.
д) Чем выше мы будем подниматься в гору, тем меньше станет атмосферное давление.

18. Выберите схему, которая соответствует предложению.
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
а) […], (…).
б) (…), […], (…).+
в) (…), […].
г) […],(…), (…), (…).
д) […], (…), (…).

19. Выберите сложноподчинённое предложение.
а) Марине Ивановне Цветаевой, когда я с нею познакомился, было двадцать пять лет.+
б) На этот раз во двор их (немцев) пробралось человек десять, и через несколько минут они все были или убиты, или ранены.
в) Пригородный поезд отошёл от перрона Седанки ещё полупустым, зато на разъезде Первая Речка пассажиры заполнили весь вагон.
г) Невысоко над городом быстро протекали негустые массы разорванного тумана, то позволявшие изредка различать тусклые звёзды, то совсем покрывавшие небо.
д) У меня остались в памяти только колоссальные лестницы, спускающиеся к реке, да ночные безлюдные улицы с вывесками на неизвестном языке.

20. Отметьте сложноподчинённое предложение.
а) На этот раз во двор их (немцев) пробралось человек десять, и через несколько минут они были или убиты, или ранены.
б) Пригородный поезд отошёл от перрона Седанки ещё полупустым, зато на разъезде Первая Речка пассажиры заполнили весь вагон.
в) Невысоко над городом быстро протекали негустые массы разорванного тумана, то позволявшие изредка различать тусклые звёзды, то совсем покрывшие небо.
г) Но в мире, где я жил было невыносимо тихо.+
д) У меня остались в памяти только колоссальные лестницы, спускающиеся к реке, да ночные безлюдные улиуы с вывесками на неизвестном языке.

21. Выберите место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим.
а) […],(…),[…].
б) […],(…).
в) (…),[…],(…).
г) (…),[…].
д) […],(…),(…).+

22. Выберите лишнее предложение.
а) Трава по берегу озера росла густая, так как здесь было много влаги.
б) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам. +
в) Сирень зацвела рано потому, что установилась теплая погода.
г) А вора он затем не устерег, что хлебы печь собирался.

23. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? Но тут увидел Чичиков что это был скорее ключник чем ключница та по крайней мере не бреет бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижнею частью щеки подходил у него на скребницу из железной проволоки какою чистят на конюшне лошадей.

а) 4
б) 3
в) 5
г) 6+

24. Характеристика, которая соответствует данному предложению (знаки не расставлены):
Хозяин предложил гостям окончить вист после завтрака и все пошли в ту комнату откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.
а) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью+
б) сложноподчиненное предложение
в) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
г) сложное предложение с подчинительной связью

25. Предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).
а) И стало тогда в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи.+
б) Он уже знал что и как делать с собой в случае нового обстрела.
в) Простор в который я вышел был устрашающе широк.
г) Они вернулись только что оттуда где строился новый мост через речку.

26. Предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).
а) Он грозил сам прийти в село в случае если она не явится к нему.
б) Всякое дело надо делать хорошо коли взялся за него.
в) С нагорной высоты хорошо виделся мост через который все еще шли колонны отступающих солдат.+
г) Он мог бы спастись и убежать даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу.

27. Составительный союз использован в данном предложении:
а) Кругом было тихо, так что слышался малейший шорох.+
б) Где труд, там и счастье.
в) Нужно любить то, что делаешь.
г) Кто прочёл два десятка великих книг, тот прожил два десятка великих жизней.
д) Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться.

28. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
а) Айманов преклонялся перед гением Шекспира и считал, что это был глубокий мыслитель и жизнелюб, подвластный кипению всех человеческих страстей.+
б) Шакен возвратился из Англии, где провёл две недели на юбилейных Шекспировских торжествах в Страдфорде-на –Эйвоне.
в) Как только утреннее солнце оплавило Талгарский пик, красавец ИЛ-62 скользнул по бетонной полосе аэродрома.
г) Искушённый английский зритель услышал впервые монолог Отелло на казахском языке, который исполнил Шакен.
д) По словам Ш. Айманова, сегодняшняя Англия напоминала леди Хевишем из «Больших надежд» Диккенса, которая принимала гостей в своём большом замке.

29. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
а) Шокан примерно представлял, что от него будет требоваться.
б) Шокан, неужели ты не свернёшь со своего пути, чтобы повидать родные края и отца?
в) Пока Шокан готовился к исполнению своих обязанностей адъютанта, верховые из Омска уже разносили султанам известие о сборе в Атбасаре.+
г) Генерал –губернатор Сибири Гасфорт решил сделать своим адъютантом Шокана потому, что он блестяще закончил кадетский корпус и сблизился со светскими кругами Омска.
д) Эти вести взбудоражили и Шынгиса, потому что они тугими узлами связались с мыслями о сыне.

30. Определите, какие предложения входят в состав сложноподчинённого:
а) Главное и придаточные+
б) Главные и дополнительные
в) Основное и дополнительные
г) Равноправные